Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий
Статья

Хитрости управления дилерской сетью: как «Лада Имидж» собирает данные с 5 тыс. торговых точек

Lifehack
мобильная версия

Дочернее предприятие «АвтоВАЗа», занимающееся дистрибуцией запчастей в России и за рубежом, смогло не только консолидировать информацию огромной дилерской сети, но и запланировать продажи каждого магазина, спрогнозировав дальнейший спрос. Объять, как казалось раньше, необъятное удалось при помощи решений на базе Microsoft SQL Server и Microsoft ASP.NET.

Компания «Лада Имидж» – дочернее предприятие «АвтоВАЗ» – занимается дистрибуцией запасных частей для автомобилей Lada в России и за рубежом. В среднем за месяц уровень продаж компании достигает i1,5 млрд. При этом на складах хранится около 10 тыс. наименований продукции, которую дилеры поставляют в более чем 5 тыс. торговых точек.

Главная задача, стоящая перед компанией, – построение эффективной сети сбыта. Для этого необходимо собрать и проанализировать данные о работе всех дилеров. Простой Excel с задачей не справлялся – гиганту российского автопрома требовался более продвинутый инструмент.

Аналитика вчерашнего дня

На создание отчета, консолидирующего информацию о продажах по региону, раньше уходило несколько дней, рассказывает начальник управления продуктового маркетинга «Лада Имидж». «Руководству компании необходимо было существенно сократить сроки подготовки отчетности о продажах запасных частей по регионам РФ для формирования продуктовой стратегии в условиях изменения рынка», – поясняет он.

Проблема усугублялась тем, что отчеты от дилеров поступали в разных форматах, требующих дополнительную обработку. Пришедшие данные сводились в Microsoft Excel и сопоставлялись с плановыми показателями. Преобразование информации в диаграммы выполнялось вручную. В результате на подготовку отчетов для руководства уходило не менее трех дней. Несмотря на потраченные усилия, оценить ситуацию в конкретной торговой точке и скорректировать действия было невозможно, так как полноценной автоматизированной системы для анализа данных и формирования отчетности на тот момент у предприятия не было.

Руководство компании нуждалось в непрерывном и актуальном анализе рынка, чтобы оперативно принимать решения. Для этого требовались формируемые в режиме реального времени отчеты о соотношении продаж оригинальных запчастей и их заменителей, распределении продаж по маркам автомобилей и производителям, ликвидности различных товарных групп и скорости оборачиваемости складов. Эти данные были необходимы для формирования планов продаж для каждого из 50 оптовых дилеров, региона и товарной группы.

Карта продаж

Руководством «Лада Имидж» было принято решение о внедрении автоматизированной системы для ведения единого реестра всех организаций, входящих в партнерскую сеть. Новая ИТ-платформа должна была обеспечить управление взаимоотношениями со всеми участниками сети: оптовыми дилерами, поставщиками, производителями, торговыми точками. Предполагалось также, что система поможет контролировать перемещение запасных частей, а значит, требовался функционал для геоаналитики. Немаловажное значение в техническом задании отводилось формированию и мониторингу целевых показателей для менеджеров по продажам.

Изучив успешные практики внедрения подобных систем, руководство компании сделало выбор в пользу Microsoft SQL Server, а геоинформационную систему было решено создавать на базе платформы «Яндекс.Карты». Партнером по проекту выступила ИТ-компания bright box, с которой уже имелся опыт успешного сотрудничества.

На базе технологий Microsoft SQL Server 2012 и Microsoft ASP.NET специалисты bright box разработали автоматизированную систему, которая позволяет собирать и обрабатывать информацию о продажах, оперативно контролировать ход продаж, готовить аналитические отчеты для руководства и прогнозировать развитие ситуации.

Решение включает ряд специальных модулей. В частности, модули ввода и хранения данных на портале для дилеров и расчета плановых показателей разработаны на основе ASP.NET. Модуль построения отчетов обеспечивает консолидацию отчетных форм, поступающих от различных подразделений компании, и позволяет создавать собственные отчетные формы. Обработка и преобразование данных выполняется в SQL Server Integration Services. OLAP-кубы создаются на базе технологий SQL Server Analysis Services.

Генеральный директор и директор по продажам используют модуль витрин данных в качестве одного из основных инструментов аналитики. Созданный на базе ASP.NET и геолокационной системы на основе платформы «Яндекс.Карты», он отображает сводные данные по фактическим и планируемым продажам на карте России с учетом распределения по месяцам и годам.

Хранение и обработка данных во всех модулях выполняется в Microsoft SQL Server 2012. Интеграция с системой 1С осуществляется с помощью SQL Server Integration Services.

Бизнес в реальном времени

«Теперь, благодаря системе для сбора и обработки информации на базе Microsoft SQL Server, отчет по продажам в регионе формируется в течение одной-двух минут», – отмечает начальник управления продуктового маркетинга.

Как только партнеры компании «Лада Имидж» подключились к новой системе, наладилось регулярное поступление отчетов. Стали доступны данные по каждой из торговых точек. Система автоматически проверяет корректность данных. Благодаря организации процесса сведения воедино данных о продажах дилеров, а также об отгрузках в регионы и плановых показателях, значительно сократились сроки подготовки отчетности.

«Уже через час после окончания приема информации от дилеров сформированные на ее основе отчеты доступны на портале, а любые изменения могут быть внесены в них в режиме онлайн», – рассказывает Александр Лемзаков, руководитель проекта bright box.

Теперь вся информация хранится в хранилище на базе SQL Server и c помощью OLAP-кубов доступ к ней существенно упростился. Аналитики пользуются преднастроенными отчетами или создают новые.

В системе реализовано планирование продаж по дилерам и субдилерам на основании данных о продажах, состоянии складов, а также по оценкам емкости рынка, получаемым от внешних агентств. «Мы можем сформировать план для каждого магазина, что раньше было невозможно», – отмечает начальник управления продуктового маркетинга. Анализ выполнения плана продаж теперь осуществляется в течение десяти минут и может показать состояние дел у конкретного дилера, в регионе или по товарной группе. У руководства «Лада Имидж» появился дэшборд с важнейшими показателями: девять верхнеуровневых диаграмм, отражающих выполнение бизнес-планов компании, обновляются в режиме онлайн.

Компания совместно с bright box активно развивает систему. «Замечания, полученные от пользователей, позволили усовершенствовать интерфейс, что дало возможность быстрее загружать отчеты и заполнять экранные формы, – рассказывает представитель Александр Лемзаков. – Это привело, в свою очередь, к повышению лояльности дилеров и улучшению качества предоставляемых ими данных».

За прошедшие полтора года эксплуатации системы было реализовано множество новых статистических отчетов, в том числе с введением сложных формул расчета планов продаж для торговых точек. Совершенствуется и модуль «Витрины данных»: руководители компании получают все больше возможностей, чтобы держать руку на пульсе бизнеса.

Видео
Как Pandora укрепляет лояльность клиентов
смотреть видео
Опрос