Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий
Статья

Как масштабировать интернет-розницу без потерь

Lifehack
мобильная версия

В традиционном ритейле, чтобы расти, надо снимать помещения, нанимать людей и покупать оборудование. В интернет-торговле развитие бизнеса обеспечивается масштабированием ИТ-систем. В этом высоконкурентном бизнесе права на ошибку нет: инвестиции должны быть взвешенными, а ИТ-инфраструктура работать как часы. Решение Softpoint PerfExpert помогает бизнесу органично и надежно развиваться на технологиях Microsoft.

Лояльность – это идол розничного бизнеса. Сочетание скорости обслуживания, высокого качества товаров и привлекательной цены заставляют покупателей обращаться к одному и тому же магазину вновь и вновь. Но если из-за проблем в ИТ-системах начинает страдать скорость – обработки заказов, доставки, работы касс и т.д., – то этот недостаток придется компенсировать за счет других слагаемых успеха: цены и качества. За сбои ритейлу приходится платить непомерную цену.

Правильный диагноз

Бывает, что недостаточная производительность ИТ-систем может обернуться не только убытками, но и крахом бизнеса. «Инфраструктура должна быть готова к масштабированию. Если не анализировать текущие и потенциальные проблемы инфраструктуры, не готовиться к ним на этапе проектирования, то пузырь может лопнуть, а конкурент обгонит вас на вашей же идее», – предостерегает Павел Баркетов, технический директор Softpoint, компании-разработчика систем мониторинга и обеспечения производительности, используемых крупнейшими российскими розничными сетями.

Чтобы избежать проблем в будущем, уже сегодня растущему бизнесу нужна информация, как вырастет поток покупателей, справится ли с ним существующая база данных, и если нет, то в каком объеме надо наращивать ресурсы. Хорошая диагностика – залог успешного лечения, скажет вам любой врач, и это в полной мере справедливо и в деле оптимизации производительности ИТ-систем. «Это постоянный конфликт. При поиске причин низкой производительности системы администратор и программист показывают пальцами друг на друга: мол, у первого оборудование не загружено, а второй убежден, что в коде приложения тоже все правильно. В итоге остается непонятным, где узкое место и куда «забить гвоздь», – рассказывает Павел Баркетов.

Разрешать конфликт помогает мониторинг ИТ-систем с получением данных из разных источников. Понимая это, компания Softpoint на протяжении 10 лет поддерживает и развивает приложение PerfExpert, предназначенное для мониторинга производительности, управления и контроля ИТ-систем, функционирующих на базе Microsoft SQL Server. Когда-то это было небольшое решение, разработанное компанией для собственных нужд. Оно помогало удаленно получать объективную статистику о производительности систем клиента в рамках комплексных проектов по повышению быстродействия и масштабируемости. Вскоре стало понятно, что этот инструмент весьма интересен рынку как автономное решение. Так появился уже промышленный продукт PerfExpert.

Бортовой самописец

«PerfExpert – это своего рода непрерывный бортовой самописец, который всегда и при любых событиях собирает объективные данные о функционировании системы из различных источников», – говорит Павел Баркетов. Это комплексное решение включает набор различных агентов – служб Windows. Они позволяют централизованно собирать информацию со всех узлов информационной системы, которая в таком случае рассматривается как сложный механизм, на каждое звено которого устанавливается агент. Есть компоненты, которые внедряются непосредственно в код прикладных приложений, например, 1С. Собранная статистика анализируется. Консолидированная информация, выявленные закономерности и прикладные рекомендации в виде простых схем выводятся на экран пользователя. «Вы видите в красивых и понятных картинках сложные вещи – это очень важно», – подчеркивает технический директор Softpoint.

PerfExpert позволяет действовать проактивно. «При круглосуточном мониторинге можно заранее увидеть предпосылки к нештатной ситуации – в отличие от инструментов, которые непрерывно запустить нельзя. Триггером к их запуску становится уже имеющаяся проблема. А это скорее реактивный подход», – говорит Павел Баркетов.

Вендоры, такие как 1С или SAP, зачастую встраивают в свои решения внутренние службы мониторинга. Но они отслеживают работу только замкнутой системы, не взвешивая внешние воздействия, которыми нередко и определяется качество работы приложения. «Если ресурс центрального процессора захватил другой софт, это не значит, что проблема в вашей системе», – объясняет Баркетов. По его наблюдениям, примерно в 20% случаев эти стандартные источники информации не показывают истинных причин сбоев.

Система мониторинга PerfExpert обрабатывает первичные данные и анализирует их собственными алгоритмами. Это позволяет получать статистику не только по внешним признакам, а главное – сразу увидеть причину нештатной ситуации. «Это не просто дашборд, а прикладной инструмент для оптимизации производительности, чем он выгодно отличается от многих встроенных решений», – резюмирует разработчик.

На вырост

Было бы неверно связывать сферу применения PerfExpert исключительно с проблемными ситуациями. Собранные данные можно экстраполировать на рост компании. Решение позволяет не только решать вопросы оперативного управления и тактические задачи по устранению причин сбоев, но и поставляет чрезвычайно ценные сведения для принятия стратегических решений о масштабировании ИТ-системы и выборе оптимального аппаратного и программного обеспечения.

Мониторинг PerfExpert внедряется в любую инфраструктурную конфигурацию информационной системы на базе MS SQL Server и не требует добавления новых узлов или элементов. Установка с дистрибутива занимает не более 20 минут. Он работает в фоновом режиме незаметно для пользователей и собирает необходимые для анализа данные.

«Для клиента важно, что ему не нужно ничего изменять, – рассказывает Владислав Карунин, руководитель проектного офиса Softpoint.– Мониторинг внедряется практически «на горячую» и не требует остановок в работе системы, это очень актуально для интернет-торговли. Продукт работает непрерывно, не создавая при этом избыточной нагрузки на систему, – требуется не более 3% ресурсов».

Покупателям лицензий на PerfExpert компания Softpoint всегда предлагает бесплатное обучение, помогающее правильно интерпретировать данные мониторинга. Оно строится на рассмотрении практических бизнес-кейсов самого клиента.

Популярное решение

Как сообщили в Softpoint, крупнейшие инсталляции «1С» на базе MS SQL Server, как правило, используют PerfExpert. Системные администраторы таких компаний, как «Магнит», Enter, «Связной», «Вымпелком», «Эльдорадо», «Интер РАО ЕЭС», Siemens, «СТС Медиа», «РЖД» и многих других – всегда знают, что происходит в их системах на базе MS SQL Server, благодаря Softpoint PerfExpert.

Развитие информационной системы «СТС Медиа», построенной на базе «1С:Предприятие 8.2», привело к тому, что скорость и качество работы сильно ухудшились. «При интенсивной многопользовательской работе время выполнения отдельных оперативных и регламентных операций в системе становилось неприемлемо большим, – вспоминает Владимир Кеппель, начальник отдела корпоративных финансовых систем «СТС Медиа». Проект оптимизации производительности, реализованный Softpoint, занял три месяца. Внедренная система мониторинга PerfExpert теперь позволяет в режиме реального времени отслеживать показатели производительности и оперативно реагировать на их изменение, а также предотвращать инциденты.

«Отличительной особенностью решения является наличие сводного модуля ответов для руководителя, позволяющего получать статистику о работе информационной системы на понятном бизнес-менеджменту языке. Например, это отчеты о длительности проведения документов, доли успешных и неуспешных операций», – отметил Владимир Кеппель.

В «Торговом доме РЖД» внедрение PerfExpert позволило сократить время ожидания пользователей при блокировках в «1С» в 8 раз. При этом неуспешные ожидания, когда по итогам операцию завершить не удалось, практически исчезли. Взаимоблокировки пропали совсем. Время проведения критичных для бизнеса документов сократилось до требуемых 30 сек.

Решения Softpoint распространяются посредством партнерской сети в России, Украине, Белоруссии, Казахстане и Узбекистане. В течение 90 дней полной версией PerfExpert можно воспользоваться бесплатно. PerfExpert уже помогает «держать руку на пульсе» ИТ-систем более чем 300 крупных и средних компаний. Новые условия бизнеса диктуют моду на технологичные решения.

Видео
Как Pandora укрепляет лояльность клиентов
смотреть видео
Опрос