Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий
Статья

Российский дистрибутор Hyundai внедрил аналитику продаж для всех сотрудников

Lifehack
мобильная версия

Эксклюзивный импортер и дистрибутор автомобилей Hyundai в России – компания «Хендэ Мотор СНГ» – при помощи технологий Microsoft сократила сроки подготовки ежемесячной отчетности и конкурентного анализа рынка с семи дней до нескольких часов. Более того – аналитика в компании перестала быть привилегией высшего руководства. Региональные менеджеры, воспользовавшись порталом бизнес-аналитики, могут сами получить необходимую сводку о продажах, чтобы принять информированное и эффективное решение.

Отчетность – как ложка – дорога к обеду. Информация о том, почему «за отчетный период» компания уступила конкурентам, не нужна. Бизнес работает все быстрее, и ему требуется оперативная информация о положении дел на рынке и внутри компании, чтобы принять решение, как действовать дальше и завоевать лидерство.

Ручная аналитика

Компания «Хендэ Мотор СНГ» управляет одной из крупнейших дилерских сетей в стране – более 140 дилерских центров. Высокая конкуренция на российском автомобильном рынке заставляет компанию постоянно анализировать рыночную ситуацию и ход продаж, чтобы гибко корректировать свою стратегию.

Ежемесячно дистрибутор заказывает у консалтинговых фирм отчеты, которые помогают оценить состояние рынка. Полученные данные «склеиваются» со сведениями из внутренней ERP-системы и с информацией о фактических продажах, которую дилеры подают через корпоративный портал. Итоговая аналитика используется для построения плана продаж по стране в целом и по дилерским центрам в частности.

Чтобы все эти «эксельки» обработать, привести к единому формату и соотнести с данными ERP-системы, требовалось много ручного труда. Раз в месяц пять аналитиков компании тратили около недели на сверку и «склейку» данных. По мере роста числа оперативных отчетов стало понятно, что дальше без инструмента автоматического построения отчетности не обойтись.

В компании рассматривали решения разных компаний-разработчиков. В «Хендэ Мотор СНГ» хотели, чтобы будущая система была масштабируема, позволяла со временем увеличивать число метрик для анализа и смотреть данные в различных срезах: по брендам, сегментам, моделям, типам производства. Соотношение цены и качества тоже было немаловажным фактором при выборе ИТ-решения. После того, как bright box показала прототип системы на базе решений Microsoft SQL Server, был сделан окончательный выбор.

Это недорогое, функциональное, легко масштабируемое решение с возможностью многомерного анализа данных из отчетов различного вида. Даже без учета экономии от отсутствия необходимости закупать дополнительные лицензии, предложение разработчика bright box на базе технологий Microsoft оказалось в два раза дешевле, чем другие рассматриваемые решения.

Быстрая отчетность

Разработка аналитической системы для интеграции данных из ERP-системы и с порталов консалтинговых агентств заняла немногим более трех месяцев. Для реализации проекта был сформирован Единый центр отчетности на базе аналитического департамента, назначен владелец системы, сформирован процесс поддержки сервиса подготовки отчетности.

В разработанной для «Хендэ Мотор СНГ» системе решение SQL Server integration services (SSIS) позволяет напрямую загружать данные из ERP и с порталов сторонних консалтинговых агентств в корпоративное хранилище, построенное на базе MS SQL Server. Решения Server Database Engine (SSDE) и SQL Server Analyses Services (SSAS) формируют из таблиц многомерный куб данных для последующего анализа. Средства MS SQL Services reporting применяются для получения статичных отчетов, а Reporting Services и Power View послужили для визуализации отчетности. Многомерный анализ данных осуществляется на основе SQL Server Analyses Services (SSAS). Специалисты bright box сразу реализовали в системе порядка 20 преднастроенных отчетов.

Основной проблемой в ходе реализации проекта оказалось то, что построение отчета через Excel аналитикам, привыкшим работать в прежней системе, поначалу казалось непривычным. Чтобы решить проблему, в компании рассматривалась возможность установки дополнительного визуализатора, такого как, например, Qlickview или Tablеau. Однако в конечном счете было принято решение остаться на Excel, так как это приложение практически не уступало другим визуализаторам. К тому же оно уже было установлено у всех пользователей и многим было хорошо знакомо. В этом случае не требовались дополнительные инвестиции в лицензии.

«Основные пользователи аналитической системы – это региональные менеджеры по продажам и постпродажному обслуживанию. Они не всегда хорошо ориентируются в ИТ-решениях, поэтому требовался интуитивно понятный интерфейс для работы с инструментом многомерного анализа данных и настройки отчетов под себя. Другие визуализаторы оказались не сильно проще с точки зрения планируемых сценариев использования. Поэтому мы остановились на Excel, решив в случае необходимости провести дополнительное обучение», – рассказывает Вячеслав Соколов, директор по консалтингу компании bright box.

Сейчас благодаря прямой интеграции в систему автоматически загружаются все отчеты. Теперь их сведение занимает не неделю, а несколько часов. При этом высвобождается не только рабочее время аналитиков, но и ИТ-специалистов, участие которых раньше требовалось для выгрузки данных из ERP-системы. Трудозатраты на подготовку отчетности сократились в разы.

Готовые отчеты публикуются на портале, созданном на базе SharePoint. Аналитиков компании очень радует, что больше не надо рассылать отчеты по почте.

Сам себе аналитик

Если раньше для того, чтобы получить отчет, нужно было сделать запрос аналитикам, то теперь сотрудники получают их напрямую. Пользователи теперь могут найти нужный отчет на портале за несколько секунд, не завися больше от присутствия аналитиков на рабочем месте и разных часовых поясов.

Более того на аналитическом портале реализована возможность «самообслуживания». Региональный менеджер, например, может сам зайти на ресурс, выбрать параметры и построить требуемый отчет о продажах автомобилей или запчастей. Впоследствии здесь же на портале он может этот отчет опубликовать для пользования другими сотрудниками компании.

С внедрением новой системы аналитика распространилась на все уровни компании и стала основой новой корпоративной культуры принятия решений. Сейчас помимо высшего руководства возможностью построения отчетов активно пользуются еще около 30 пользователей.

Будущее системы

После успешного внедрения аналитическая система активно развивается. Сейчас помимо информации о емкости рынка в компании стали также анализировать прогнозы дилерских центров. Теперь у руководства и региональных менеджеров появился инструмент, позволяющий соотносить годовой план продаж с фактическими данными о ходе его реализации и прогнозом продаж на ближайшее время.

Сейчас отчеты консалтинговых агентств содержат информацию о продажах в единицах товаров. Планы по развитию функциональности системы также предполагают получение данных о продажах автомобилей конкурирующих брендов в денежном выражении.

Видео
Как Pandora укрепляет лояльность клиентов
смотреть видео
Опрос