Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий
Статья

Умный розничный бизнес базируется на облачных решениях

Lifehack
мобильная версия

Приобретение информационных ресурсов в облаках Microsoft Azure помогает федеральной сети магазинов «Купи жене фен» (собирательный образ современной успешной розничной сети) использовать средства, выделяемые на ИТ, с максимальной пользой для бизнеса. В виде облачных сервисов приобретаются те возможности, создание которых на собственной ИТ-площадке обошлось бы ритейлеру весьма дорого. Впрочем, и многие из тех функций, которые он мог бы создать у себя, также покупаются в Azure – это выгодно, поскольку не требуются значительные начальные инвестиции.

Розничная сеть «Купи жене фен» предпочитает использовать гибридные облачные схемы. Информационная система на базе Dynamics AX, которая обслуживает центральный офис, развернута на собственной площадке компании – она сохранилась с прежних, «дооблачных» времен. Системы для обслуживания потребностей розничных магазинов, расположенных в различных регионах России, перенесены в облако Azure. Эти системы также реализованы на базе Dynamics AX, также туда поместили СУБД Microsoft SQL Server, корпоративный портал на базе Microsoft SharePoint, и разработки, созданные по заказу на базе СУБД MySQL. Компания воспользовалась схемой Infrastructure as a Service (IaaS), не став утруждать себя переделкой бизнес-систем. Сейчас руководство подумывает над тем, чтобы и SQL Server, и SharePoint приобретать в облаке, как услугу по схеме Platform as a Service (PaaS).

Облачные дивиденды

Почему компания предпочла обслуживать магазины с помощью облачных сервисов? Потому что они обеспечивают быстрое подключение новых торговых точек и быстрое закрытие тех, которые не демонстрируют достаточную, по меркам менеджмента, рентабельность. Что очень важно, платится только за реально потребленные ресурсы. Нет необходимости создавать резервные мощности в расчете на периоды пиковых нагрузок магазинов – они предшествуют женским и семейным праздникам (Новый год, День св. Валентина, 8 Марта и пр.), случаются в «киберпонедельники». Теперь не нужно заботиться об обеспечении устойчивой работы инфраструктуры – это проблема тех, кто управляет Azure. Наконец, не приходится ломать голову над тем, как обеспечить достаточно производительную инфраструктуру телекоммуникаций для серверной площадки, поскольку магазины работают, минуя ее, напрямую с Azure. Оптимизировать трафик между собственной площадкой ритейлера и облаками помогает решение StorSimple – оно позволяет более чем в два раза уменьшить объем трафика.

Облачные возможности также пользуются для маркетинговой аналитики. Два раза в месяц маркетологи компании исследуют клиентскую базу, чтобы выявить тенденции спроса в разных сегментах и на основании результатов сделать выводы о том, на какие продукты следует сделать ставку в ближайшем будущем. Для проведения этих исследований не используется инфраструктура компании. Обезличенные клиентские базы загружаются в облако, обрабатываются и получаются результаты. Оплачиваются при этом только те облачные ресурсы и аналитические сервисы, которые были задействованы во время проведения расчетов.

Специально для Azure в «Купи жене фен» созданы и размещены серверные компоненты мобильных систем компании. Компоненты обслуживают непосредственно мобильные приложения, которые устанавливают клиенты и сотрудники. Приложения работают на различных платформах: iOS, Android, Windows Phone, а также Windows и MacOS. Аналогичным образом размещены в облаке интернет-сайт и внутренний портал ритейлера.

В облако Azure находятся и различные маркетинговые документы, в первую очередь описания товаров с их изображениями и перечнями свойств товаров. Эти документы сотрудники могут воспроизводить на устройствах различных типов — просматривать на смартфонах, планшетах, ПК или распечатывать на принтерах. Часть документов, помещенных в облако, готовится совместно специалистами центрального и региональных офисов.

Возможности облачных сервисов, доступных в Azure, используются ритейлером и для резервного копирования данных. Благодаря этому специалистам компании нет необходимости самостоятельно проводить процедуры резервного копирования и держать на своей площадке оборудование для хранения резервных копий – системы автоматически создают их и размещают в облаках.

Большие данные в облаке

С помощью нового облачного сервиса Microsoft Social Listening маркетологи ритейлера анализируют общественное мнение, формирующееся в социальных сетях о компании, о конкурентах и товарах, которые могут заинтересовать покупателей. Недавно в менеджмент стал осваивать еще один интересный облачный сервис Azure – так называемое машинное обучение (Machine Learning), он помогает находить скрытые закономерности в больших объемах данных. Это особенно актуально для анализа данных от всевозможных датчиков и устройств – в магазинах их появляется все больше и больше.

В нескольких магазинах «Купи жене фен» установлены датчики Microsoft Kinect, они собирают информацию о том, как покупатели передвигаются по магазину, какими товарами интересуются, как долго рассматривают, держа в руках, понравившиеся товары. На основе этих данных есть возможность «на лету» генерировать рекомендации продавцам относительно того, что им следует в данный момент предпринять. Например, если человек уже несколько минут вертит в руках какой-то товар, то, вероятно, консультанту следует подойти к нему, поинтересоваться, что он ищет, и помочь ему найти товар с нужными свойствами. Сейчас в компании тестируется функция анализа «траектории движения» покупателя по торговому залу, чтобы лучше понимать, какие товары он ищет и что можно ему предложить. Если результаты впечатлят, практика будет распространена и на другие магазины.

Подобная аналитика требует больших объемов вычислений, следовательно, и ИТ-ресурсов. Но зачем развертывать у себя много ИТ, ведь ритейлер – не ИТ-компания. ИТ-системами пусть занимаются те, кто в них силен.

Видео
Как Pandora укрепляет лояльность клиентов
смотреть видео
Опрос