Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий
Статья

Всегда доступный ритейл: как не дать «упасть» информационной системе

Lifehack
мобильная версия

«Зависшая» касса – это не только неудобство для покупателя, но и ночной кошмар ритейлера. Распространенная ситуация: в конце месяца финансовый департамент берется за отчеты, в результате чего ресурсов системы не хватает для фронт-офиса. Простои обходятся дорого, и обороты розничной сети падают. Компания Softpoint разработала решение Data Cluster на базе технологий Microsoft, которое способно обеспечить 99,9% доступности баз данных MS SQL Server.

Посчитаем «на пальцах»

Несложная арифметика демонстрирует, как несколько минут простоя базы данных может обернуться колоссальными потерями. Скажем, сеть объединяет 200 розничных точек, в каждой из которой стоит по 2 кассы. В среднем на одной кассе пробивается 1 чек в пять минут или 12 чеков в час. Средняя сумма чека колеблется около i500. При 12-часовом рабочем дне оборот такой сети за день составляет i28,8 млн. А теперь представим, что 1% рабочего времени – а это немногим более 7 минут в день – касса «висит». Простые расчеты показывают, что бизнес ежемесячно потеряет от такого простоя i8 млн. И это без учета расходов на трудочасы «айтишников», денно и нощно спасающих «падающую» систему.

По оценкам Gartner, в среднем компании теряют 2–3% своих доходов в течение примерно десяти дней после сбоя в работе системы. На полное восстановление уходит около пяти дней, после чего компания выходит на уровень рентабельности, имевшийся до сбоя. Половина компаний, которые не смогли восстановить функциональность в течение десяти рабочих дней, никогда не выходят на прежний уровень доходности, говорят эксперты. По их данным, 93% компаний, игнорирующих планы быстрого восстановления и резервирования данных, в течение пяти лет прекращают свое существование.

По наблюдениям специалистов Softpoint – разработчика решений для оптимизации и масштабирования информационных бизнес-систем – в компаниях среднего бизнеса база данных бывает недоступна от 10 до 34 минут в сутки. «Убытки от минуты простоя в кризис увеличиваются в десятки раз», – убежден Александр Гнатусин, директор по развитию Softpoint.

Почему «висит» касса?

По мере ростов объема российского розничного рынка увеличивается число сотрудников, задействованных в отрасли, растет и степень автоматизации розничного бизнеса. С развитием дистанционных каналов продаж появляются покупатели, которые напрямую «общаются» с информационными системами магазина. Все эти процессы означают возрастание нагрузки на систему управления базами данных (СУБД) ритейлера.

Одновременно к базе данных начинает обращаться все большее число пользователей. В какой-то момент появление еще одного нового пользователя заставляет систему просто встать на «переваривание» нового запроса. В итоге СУБД перестает обслуживать остальных пользователей, включая первые лица компании.

Последствия сбоев в работе ИТ-систем в оптово-розничных компаниях

Источник: Softpoint, 2015

«Примерно с 2004 года мы начали наблюдать у наших клиентов проблемы недостаточной производительности, в том числе связанные с блокировками и взаимоблокировками информационных систем, работающих с MS SQL Server. Эти проблемы невозможно было эффективно решить имеющимися на тот момент средствами. Даже крупные компании, которые могли позволить себе купить «топовое» оборудование столкнулись с тем, что дальше этого железа было невозможно прыгнуть, а производительность у конечных пользователей все равно была неудовлетворительной», – рассказывает Павел Баркетов, технический директор Softpoint.

Чтобы решить проблему производительности одной из самых популярных СУБД – Microsoft SQL Server – российская компания Softpoint создала приложение Data Cluster. В 2014 г. уникальную разработку отметили и на международной арене, компании присвоили престижный статус Microsoft Gold Data Platform Partner.

У шамана три руки

«Это – магия! – шутит Александр Гнатусин, отвечая на вопрос о том, как работает Data Cluster. – У вас две руки, но работу вы преимущественно выполняете одной. В какой-то момент вы все равно устанете что-то делать только правой рукой, и понадобится подключить вторую руку. Data Cluster позволяет распределить нагрузку равномерно на все серверы в кластере. Чем больше серверов, тем больше распределена нагрузка».

Обычно все пользователи информационной системы работают с базой данных через один сервер. Для надежности данных реализуются системы резервного копирования, зеркалирования, репликации. При этом мощности резервных серверов никогда не используются на 100%. По сути Softpoint Data Custer – это программный кластер для горизонтального масштабирования серверов баз данных MS SQL Server, позволяющий увеличить их производительность и повысить отказоустойчивость за счет ресурсов резервных серверов.

Решение построено на технологии Microsoft Always on, которая позволяет создавать отказоустойчивый кластер. «Если один сервер не отвечает, то на втором всегда есть активная копия, на которую можно переключиться без потерь и перебоев в работе. Одна рука устала – вы начали работать второй. Data Cluster позволяет обеим рукам работать одновременно с одинаковой нагрузкой», – рассказывает Гнатусин. Число «рук» не ограничивается двумя. В Softpoint говорят, что благодаря решению с каждым новым сервером производительность увеличивается примерно на 95%. Разработчик гарантирует своим клиентам 99,9% доступности баз данных.

Решение Data Cluster разработано для компаний с числом пользователей более 40 человек, включая партнеров и покупателей, работающих с информационной системой извне. Внедрение занимает от 2 до 4 недель. Перед внедрением Softpoint всегда рекомендует провести аудит информационной системы, который помогает найти узкие места. Бывает, что проблему можно решить другими штатными инструментами.

Data Cluster требует немного ресурсов и может быть установлен по сути на любой свободный сервер. Решение уникально тем, что не требует изменений в коде СУБД или информационной системы. Оно внедряется «на лету», без приостановки рабочих процессов. «Просто «вставляем» Data Cluster, и он включается в работу», – рассказывает Александр.

Опыт внедрения

Несмотря на то, что решение достаточно «свежее», оно уже внедрено в 15 средних и крупных российских компаниях из разных отраслей: розница, электронная коммерция, телеком, логистика, банки и энергетика. Так, компании «Вымпелком» Data Cluster помог решить проблему простоя касс в офисах продаж.

«Оптимизация издержек складывается, во-первых, из прекращения простоев работы сотрудников в системе и на кассе; во-вторых, из оптимизации расходов на содержание уже стабильно работающей системы; в-третьих, из бесперебойной работы персонала. Ежемесячная экономия компании среднего размера за счет внедрения Softpoint Data Cluster составляет от i400 тыс., – рассказывает Владимир Сердюк, генеральный директор Softpoint. – В одной оптово-розничной компании нам удалось сократить издержки на $1000 за минуту простоя. Это показательный результат для компании среднего размера».

Мультиканальная розничная компания «Enter» внедрила Data Cluster, чтобы повысить производительность своей основной информационной системы – «1С: Предприятие». Увеличение в несколько раз совокупной производительности серверов баз данных MS SQL, с которыми взаимодействует приложение, позволило магазину наращивать число заказов без потери качества работы.

«Быстрое и качественное обслуживание клиентов крайне важно для успешной работы нашей компании» — говорит финансовый директор компании «Enter» Виктор Пилипчук. – Решение компании Softpoint особенно актуально для нас в периоды пиковых сезонных нагрузок, например, во время распродаж или в предновогодние дни, когда количество заказов увеличивается лавинообразно».

В ходе тестирования решения в розничной сети «Магнит» удалось снизить нагрузку на СУБД примерно на 65%. Реальный прирост производительности при добавлении одного или двух дополнительных узлов составил 90–95% и 180–185% соответственно.

Результаты тестирования Data Cluster в «Магните»
(усредненное время на выполнение операций)

Источник: Softpoint, 2014

Проект оптимизации производительности корпоративной информационной системы в транспортно-логистической компании «Деловые линии» на технологическом уровне поддержал рост доходности компании. «Внедрение Softpoint Data Cluster одновременно решило 2 задачи: прирост мощности с плановым масштабированием компании на 15–20% и увеличение обработки числа заказов, при этом рабочий потенциал системы был поднят с 4000 до 7500 одновременных активных сессий, что составляет 87,5% прироста производительности»,– прокомментировал Сергей Носков, начальник отдела производительности систем группы компаний «Деловые линии».

Лицензии распространяются через сеть партнеров компании Softpoint во всех регионах России и в СНГ. Softpoint предоставляет возможность получить бесплатную версию Data Cluster на 90 дней. По словам разработчиков, сейчас идет работа над несколькими крупными внедрениями в ритейле, телекоме и других отраслях. Стопроцентная доступность для клиентов становится новой философией бизнеса.

Александра Кирьянова

Видео
Как Pandora укрепляет лояльность клиентов
смотреть видео
Опрос