Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий

2015 г. станет переломным для российского e-commerce

Lifehack
мобильная версия
На протяжении последних пяти лет российский рынок интернет-торговли демонстрировал стабильный рост, однако в 2015 г. ситуация изменится, и Россия впервые с 2010 г. покажет снижение этого показателя. Ключевым для российского e-commerce по-прежнему остается продажа товаров, а платные интернет-услуги не только интересуют россиян меньше, но и развиваются медленнее.

По оценкам J’son & Partners Consulting, рынок российской электронной торговли в течение последних пяти лет стабильно демонстрировал рост, в среднем, на 42,5% в год. Даже по итогам далеко не самого простого 2014 г. отечественный e-commerce прибавил 27%, а объем рынка превысил i683 млрд. Однако в ближайшем будущем ситуация изменится, констатируют аналитики J’son & Partners Consulting: темпы роста многократно сократятся, и до 2018 г. российский рынок электронной торговли не будет «прибавлять» больше, чем по 7% в год. По их прогнозам рынок достигнет дна в 2015 г., показав снижение на 5%, и просядет до i650 млрд. В 2016 г. рост возобновится и рынок может достичь объема в i696,5 млрд, а в 2017 г. рост и вовсе ускорится, чтобы к следующему, 2018 г. продемонстрировать объем рынка в i960 млрд.

Крупнейшими сегментами интернет-торговли в России, по оценкам J’son & Partners Consulting, являются «Бытовая техника и электроника» и «Гипермаркеты», а также «Одежда и обувь» и «Купонные сервисы». Эксперты отмечают гиперконкуренцию в этих отраслях: это связано с низкими входными барьерами и высокой популярностью товаров из этих сегментов у покупателей.

Агентство РБК.research в своем исследовании «Российский рынок интернет-торговли: платные услуги 2014» уточняет, что главная составляющая отечественного рынка e-commerce — товарный сегмент. Он составил 83,1% от общего оборота электронной торговли. Сегмент услуг развивается медленнее, и на него приходится только 12,9% оборота. Рост рынка услуг составил 9,3%: с i104 млрд до i113,7 млрд. В то же время товарный сегмент вырос на 16% относительно результата прошлого года.

Антон Пантелеев, представитель «М.Видео», рассказал, что по итогам 2014 г. интернет-продажи выросли на 90% и составили более 9% от оборота компании. «Во многом сегмент растет за счет расширения доступности интернета в регионах. Так, например, мобильный трафик на сайт составляет около 22%. Также интернет-продажи благодаря услуге «закажи в интернет, забери в магазине» активно развивают офлайн-направление», – говорит он. Оборот «Юлмарта» вырос за 2014 г. с i39,7 млрд до i60 млрд. Важным фактором роста в компании считают диверсификацию ассортимента. Как сообщили в пресс-службе ритейлера, «Основную прибыль Юлмарту приносят продажи электроники, компьютерной и бытовой техники, но при этом мы наблюдаем уменьшение доли этих категорий в общей структуре продаж. Россияне уже понимают, какие преимущества дают покупки в онлайне. И если раньше в интернете приобретали преимущественно компьютеры и цифровую технику, то сейчас все большим спросом пользуются детские товары, товары для дома, автотовары и многое другое». Мария Назамутдинова, представитель компании Ozon.ru, также подтвердила, что растут все категории товаров, но особенно – детские товары, товары для дома и электроника.

Среди платных интернет-услуг, по данным РБК.research, лидируют компании, занимающиеся бронированием отелей и гостиниц в режиме онлайн: на них приходится 41,6% – i47,3 млрд. За 2014 г. объем этого рынка вырос на 31%, что свидетельствует о растущем спросе на онлайн-резервирование гостиниц. Кроме того, росту рынка способствовал рост курса доллара и евро, благодаря которому выросла средняя стоимость бронирования отелей за границей.

Кроме онлайн-бронирования отелей и гостиниц емким сегментом оказалась покупка готовых туров через интернет. Речь идет об оплате покупки с помощью различных интернет-сервисов, а не только на сайте оператора туристических услуг. Объем этого рынка сократился за 2014 г. с i31,7 млрд до i28,4 млрд, и виной тому — спад в области туризма и череда банкротств туроператоров в России летом 2014 г. В OZON.travel также отмечают перераспределение спроса на туристические услуги: по итогам 2014 г. доля российских перелетов по азиатским направлениям увеличилась на 10% по сравнению с европейскими.

Эксперты также отмечают снижение доли наличных среди способов оплаты. В 2014 г. 65% потребителей оплачивали товары в интернете наличными, 25% – банковскими картами, а 10% – использовали электронные платежные системы.

Видео
Как Pandora укрепляет лояльность клиентов
смотреть видео
Опрос